К специалистам BBNP обратилась компания за консультацией по вопросам налогообложения в рамках регионального инвестиционного проекта (далее – РИП). Компания была стороной инвестиционного контракта, заключенного с администрацией Костромской области 27 ноября 2013 г. – практически сразу после вступления в силу закона о реализации РИП на территориях отдельных субъектов РФ¹.
Начиная с даты заключения контракта клиент имел право на налоговые послабления в виде пониженной ставки по налогу на прибыль при реализации РИП². Однако после завершения инвестиционного проекта у организации возникли сложности с правильным исчислением и уплатой налога в региональный бюджет в связи с тем, что обязательства по соглашению были исполнены ранее завершения налогового периода по налогу на прибыль, а деятельность организации была продолжена, поскольку осуществляется в сфере производственного цикла с применением сложных технических процессов. В результате этого доходы, полученные от реализации РИП, составили менее 90% от всех доходов организации в текущем налоговом периоде².
Так как участник РИП не удовлетворял признаку территориального осуществления деятельности³, то положение о действии налоговой льготы в течение 10 налоговых периодов к нему не применялось. Применение льготной ставки за пределами разрешенного срока влечет появление у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды, что может стать причиной для производства мероприятий налогового контроля и привлечения к мерам налоговой ответственности.
При разрешении данного вопроса специалисты BBNP исследовали все необходимые источники: инвестиционное соглашение, поскольку это первоначальный документ, устанавливающий обязательства сторон; положения НК РФ, определяющие рамки применения специального налогового режима; региональные нормативные правовые акты, которые определяют полномочия региональных властей на заключение таких соглашений и детализируют налоговые льготы и условия их применения для организаций – участников проектов. Проделав эту работу, а также проанализировав правоприменительную практику, специалисты BBNP определили точный срок и порядок исчисления налога на прибыль клиента, представили отчет о налоговом режиме компании за время реализации РИП и рекомендовали ему не применять налоговые льготы за пределами установленного соглашением периода, несмотря на незавершенный налоговый период.
Следуя рекомендациям BBNP, клиент отказался от применения налоговых льгот за пределами установленного для этого периода, тем самым обезопасив свой бизнес от налогового преследования и связанных с этим внушительных санкций.
В нашей стране существуют регионы, доходная часть бюджета которых пополняется в основном за счет средств, предусмотренных в качестве федеральной материальной помощи в рамках бюджетного законодательства. Понимая необходимость исправления такой ситуации, государство старается различными способами создать благоприятный инвестиционный климат в этих регионах, используя в том числе и налоговые льготы и/или специальные налоговые режимы.
В целях развития бизнеса на региональном уровне был принят Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ». Благодаря этому в правовой системе РФ появилась новая форма инвестиционной деятельности – региональный инвестиционный проект. Помимо введения понятия инвестиционного контракта, определения особенностей его заключения, исполнения и иных взаимоотношений сторон такого соглашения, были установлены налоговые льготы для участников данных проектов.
Однако применение налоговых льгот участниками РИП затруднено самим непростым порядком их применения, сложным механизмом учета для этих целей, а также бюрократическими составляющими.
¹ Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ»
² Налогоплательщик – участник РИП вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены статьей 284.3 НК РФ, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 статьи 250 НК РФ.
Налоговая база – денежное выражение прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, – определяется на основании данных раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации этого инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Статья 284.3 НК РФ устанавливает предельные сроки использования льготных ставок налогоплательщиками – участниками РИП, а именно: льготная ставка применяется в течение десяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта. НК РФ установлены и иные максимальные сроки для применения соответствующей налоговой льготы. При этом как и сам срок применения налоговой льготы, так и момент окончания применения могут быть установлены региональным законодательством в соответствующем отчетном/налоговом периоде. В том числе окончание применения льготы возможно в очередном отчетном периоде, хотя налоговый период завершен не был.
³ Подп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ