Клиенты BBNP столкнулись с серьезными сложностями в отношении соблюдения требований к работе в период пандемии коронавируса и введенного в связи с ней режима повышенной готовности¹.
В отношении организаций, которым позволялось продолжить деятельность, были установлены строгие требования по обеспечению сотрудников индивидуальными средствами защиты, соблюдению дистанции между работниками, получению и продлению пропусков на период самоизоляции. Необходимо было издать указы о количестве работников, которые не могут быть переведены на удаленную работу, и отправить соответствующие уведомления в различные проверяющие органы.
У клиентов BBNP возникла необходимость ежедневного консультирования и решения постоянно возникающих вопросов для продолжения деятельности. Возможная остановка работы компаний могла обернуться серьезным имущественным ущербом и возникновением проблем в отношениях с контрагентами. Для минимизации обозначенных последствий и обеспечения работы в легальном статусе были привлечены специалисты BBNP.
В период повышенной готовности уточнения и изменения в правовые акты вносились едва ли не ежедневно, и необходимо было очень оперативно и качественно отслеживать их и находить правовые решения и механизмы для продолжения работы.
Так часть клиентов BBNP смогли продолжить деятельность на основании осуществления поставок оборудования на конвейер ввиду невозможности его остановки – непрерывная деятельность. Часть клиентов ввели в ассортимент своих товаров «товары первой необходимости» и таким образом смогли избежать приостановки деятельности и связанных с этим убытков. Некоторым же удалось наладить дистанционную торговлю и также продолжить деятельность. Каждый из обозначенных вариантов потребовал должной юридической проработки и подготовки соответствующих приказов, справок и уведомлений.
Кроме того, деятельность ряда клиентов BBNP затрагивает несколько регионов, ввиду чего возникла необходимость анализа местного законодательства Самарской области, Владимирской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и т. д. Было рассмотрено множество вопросов по трудовой миграции в период карантинных ограничений и увольнению части персонала, а также по организации работы с использованием средств индивидуальной защиты работников в зависимости от локального законодательства.
Остро стоял и вопрос арендных отношений компаний, приостановивших деятельность в период повышенной готовности, с арендодателями².В соответствии с положениями законодательства, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества был вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества по причине введенного режима повышенной готовности.
Указанные нормы прописаны крайне неоднозначно и прямой обязанности предоставить скидку по аренде на период ограничений деятельности у арендодателей, не являющихся государственными предприятиями, не возникло. Несмотря на это, участие юристов BBNP в переговорах и подготовка правовой позиции по данному вопросу позволили сократить, а в некоторых случаях отменить арендную плату за апрель – май 2020 года для ряда клиентов, и это позволило им перенести сложный период с минимальными расходами.
В результате активных действий специалистов BBNP клиентам удалось сохранить и продолжить коммерческую деятельность в тяжелый период без серьезных убытков, обеспечить исполнение своих обязательств перед контрагентами и минимизировать текущие расходы.
¹ 25 марта 2020 г. был издан Указ Президента РФ № 206, в соответствии с которым с 30 марта по 3 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. В дальнейшем Указом Президента от 02.04.2020 г. № 239 режим нерабочих дней был продлен до 30 апреля, а Указом от 28.04.2020 г. № 294 – до 8 мая. Кроме того, на региональном уровне был принят ряд постановлений и указов о введении режима повышенной готовности, а в дальнейшем и самоизоляции граждан и приостановке деятельности предприятий и организаций. Так на территориях г. Москвы и Московской области режим повышенной готовности был введен Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ и Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 г. № 108-ПГ соответственно.
² 01.04.2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с п. 3 ст. 19 которого арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, обусловленной принятием органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на его территории (в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).